Директор Института истории Азербайджана: «Найдены документы, доказывающие, что Шаумян не был расстрелян»

Директор Института истории Азербайджана: «Найдены документы, доказывающие, что Шаумян не был расстрелян»
«24-26 января прошлого года тела 26 Бакинских комиссаров были перенесены из парка Сахиль на общегородское кладбище.

В течение трех дней там проводились исследования с участием сотрудников Объединения судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии Министерства здравоохранения и специалистов Музея истории. Было обнаружено только 23 трупа». Как передает АПА, об этом сообщил директор Института истории Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), депутат Ягуб Махсудов.

По его словам, после этого Институт истории начал исследования: «Некоторые лица, не поднимая архивов, не проводя исследований, стали настаивать на том, что в захоронении находилось тело Степана Шаумяна. Однако обнаруженные там останки были выстроены по возрасту. Среди «26-ти» 3 человека находились в возрасте старше 40 лет – это Мешади Азизбеков, Степан Шаумян и Татевос Амирян. Среди тел же, находившихся в захоронении в парке Сахиль, только одно принадлежало человеку старше 40 лет и соответствовало возрастной категории Азизбекова. Останки Шаумяна и Амиряна обнаружены не были. Третьим, чьи останки не найдены, был глава комендатуры в Ичеришехер Арсен Авакян. Авакян был одним из основных лиц, снабжавших дашнаков оружием. В те времена ему было 23 года. В захоронении в парке Сахиль не было останков, относящихся к такой возрастной категории. Исследования показали, что Авакян не был там похоронен. Это подтвердило Объединение судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии»,

Я.Махмудов отметил, что во время исследований, проведенных Институтом истории, в архиве Туркменистана была обнаружена телеграмма: «Эта телеграмма касается вопроса расстрела Степана Шаумяна. 26 комиссаров были расстреляны 20 сентября 1918 года. В телеграмме же указано, что в течение 10 дней после этой даты в Красноводске Степану Шаумяну и Анастасу Микояну выдавали сухой паек. Как в таком случае мог быть расстелен Шаумян? Он посредством Микояна отправил сообщение Ленину. В телеграмме также указано, что ему в первые дни платили по 1 рублю 50 копеек ежесуточно, после 2 числа стали платить по 2 рублей, а в дальнейшем – и по 17 рублей».

Ученый сообщил, что Институт истории обнаружил 4-5 подобных телеграмм, касающихся Шаумяна: «В этих телеграммах также выясняется, что Шаумян не был расстрелян и к тому же являлся одним из основных лиц партии дашнакцутюн»

Директор института отметил, что «26-ть» были врагами азербайджанского народа: «Несмотря на это, при переносе останков тела были захоронены в шелковых саванах и соблюдением всех религиозных правил. Проведение анализа ДНК требует очень больших средств. А перед этим еще нужно доказать, что их родственники являются кровными родственниками. Если родственники «26-ти» поднимут этот вопрос, и если на эти цели будут выделены средства, можно будет провести ДНК-анализ останков. Объединение судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии сыграло важную роль в процессе исследования черепа Николая Второго и получило за это благодарность. Считаю, что справившемуся с этой задачей объединению нужно доверять и в вопросе Шаумяна».



APA