Эльхан Мамедов рассказал о заявке на проведение финала Лиги чемпионов, подготовке к Евро-2020 в Баку и назначении в УЕФА

Эльхан Мамедов рассказал о заявке на проведение финала Лиги чемпионов, подготовке к Евро-2020 в Баку и назначении в УЕФА
Эльхан Мамедов рассказал о заявке на проведение финала Лиги чемпионов, подготовке к Евро-2020 в Баку и назначении в УЕФА Не успевший опомниться от успешно прошедших Европейских игр Азербайджан вновь затаил дыхание в ожидании анонса очередного крупного спортивного события, которое может принять Баку в ближайшие годы.

Просочившаяся в СМИ информация о проведении финала Лиги чемпионов в нашей столице не на шутку обрадовала местных футбольных болельщиков и ценителей «короля спорта».

Однако этой фанатской эйфории суждено было длиться недолго, так как данная информация из различных источников начала разниться, а то и вовсе опровергаться.

Как передает LiFeNews, Sportbox решил узнать об истинном положении дел в этом вопросе у генерального секретаря АФФА Эльхана Мамедова, который рассказал не только о планах по проведению Лиги чемпионов, но и о ходе подготовки Баку к Евро-2020, а также о своём новом назначении в один из важнейших комитетов УЕФА.

— Известный новостной сайт Goal.com опубликовал статью, в которой говорится о готовности Азербайджана принять масштабное спортивное мероприятие, в частности, финал Лиги чемпионов.

Насколько точна эта информация, и действительно ли АФФА планирует привезти в Баку самое значимое событие в жизни европейского клубного футбола?

— В первую очередь, я должен сказать, что нашей целью является проведение масштабных футбольных мероприятий, и в 2012 году мы начали с чемпионата мира по футболу среди девушек.

Тогда мы увидели, что проведение всего одного масштабного соревнования на протяжении 30 дней среди 16 команд дало большой толчок к развитию как спортивной инфраструктуры, так и женского футбола.

Увидев такой положительный резонанс, руководство АФФА приняло решение о том, что нам следует увеличить количество спортивных футбольных мероприятий, которые окажут большое влияние на популяризацию футбола и получение опыта проведения международных спортивных соревнований высокого уровня.

— Надо полагать, подача заявки на Евро-2020 была обусловлена как раз этим решением?

— Именно. Мы подали заявку, выиграли тендер и стали одной из 13 столиц Европы, которые примут у себя матчи чемпионата Европы.

Мы проведем 3 матча группового этапа и 1 четвертьфинал, а это значит, что в Азербайджан приедут, как минимум, два футбольных гранда. Если повезет, может и больше, всё зависит от жеребьёвки.

— Вы были уверены в успехе нашей заявки?

— К тому моменту, когда мы уже числились в кандидатах, и в УЕФА начался процесс выбора, наш 68-тысячный Олимпийский стадион был практически достроен.

Этот факт очень повлиял на успех нашей заявки, став большим плюсом и самой сильной частью нашего тендерного документа.

Руководству УЕФА было понятно, что за 5 лет до начала чемпионата Европы наш стадион неоднократно примет различные международные мероприятия, и нам это очень помогло.

А открытие и закрытие Европейских Игр, которые прошли на Олимпийском стадионе, лишь укрепили уверенность футбольных чиновников в том, что мы готовы принять столь крупное футбольное событие.

В целом, внимание, которое уделяется Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, является основным фактором в достижении всех этих успехов. Без поддержки главы государства, оказываемой нашему спорту, не было бы ни Евроигр, ни других масштабных спортивных событий, которые в последние годы принимает Азербайджан. Могу с уверенностью сказать, что поддержка на столь высоком уровне значительно облегчает достижение поставленных амбициозных целей.

— Говоря о крупных футбольных событиях, нельзя не упомянуть близящийся чемпионат Европы среди юношей в 2016 году, который также пройдет в Баку...

— У нас уже устоялась определенная традиция - каждые 4 года проводить крупные футбольные соревнования: в 2012 году был чемпионат мира среди девушек, в 2016 пройдет чемпионат Европы среди юношей и в 2020 году кульминацией этого пути станет чемпионат Европы.

ЧЕ среди юношей - это развитый турнир, он проводится десятки лет. Уверен, он тоже станет большим толчком к популяризации футбола среди детей и молодёжи в нашей стране.

— Вернёмся к вопросу о проведении финала Лиги чемпионов в Баку. Насколько это реалистично?

— Как известно, в следующем году финал Лиги чемпионов пройдет в Милане, а в 2017 в Кардиффе.

Решение по следующим странам-хозяйкам пока не принято, и мы сейчас обдумываем, на какой именно сезон подать заявку, если соберёмся это сделать – на 2017/18 или 2018/19.

— От чего именно это зависит?

— У Азербайджана в ближайшие несколько лет довольно плотный спортивный график: чемпионат Европы по футболу среди юношей в следующем году, в 2017 будет проводиться Исламиада, контракт с Формула-1 подписан на несколько лет вперед, плюс Евро-2020.

Таким образом, страна, как минимум, один раз в год будет принимать крупные спортивные мероприятия и, элементарно, надо знать точные даты каждого из них, чтобы проведение финала Лиги чемпионов грамотно вписалось в общую картину.

Кроме нас, есть ещё 53 футбольные ассоциации, которые тоже стремятся провести соревнование такого уровня.

Мы уже начали анализировать, какие именно страны тоже подадут свои заявки одновременно с нами, чтобы трезво оценить свои силы, подчеркнуть сильные стороны и свести на нет слабые.

— Говоря о слабых и сильных сторонах – всё ли у нас готово для принятия Лиги чемпионов в инфраструктурном плане или необходимо будет ещё что-то достраивать?

— Специально для Лиги чемпионов строить нам ничего не нужно. Отели у нас есть, аэропорт есть, прекрасный стадион и тренировочные поля есть. В финале ЛЧ участвуют всего 2 команды и особых сложностей возникнуть не должно. Есть, конечно, определенные обязательства и строгое соблюдение стандартов и правил УЕФА, но это чисто технические моменты, при правильном подходе они улаживаются беспрепятственно.

Именно поэтому я и говорю о том, что необходимо чётко оценивать свои силы и подавать заявку, чтобы побеждать, а не проигрывать стране, которая готовилась дольше.

Лучше мы хорошенько подготовимся и подадим заявку попозже, на 2021 или 2022 год, но выиграем её.

— Определенными людьми и ресурсами в преддверии крупных спортивных мероприятий часто муссируется тема простаивания и обветшания спортивных объектов после завершения соревнований.

Приводятся примеры Пекина, Бразилии, Афин и ещё целого ряда стран, некогда бывших местом проведения крупных турниров.

Есть ли опасения, что та же участь постигнет и наш Олимпийский стадион?

— В основном, те примеры, которые приводятся, относятся к территориально крупным странам. Но это, скорее, можно назвать демагогией, а не каким-то глубоким анализом. У нас перед глазами есть наш же собственный пример.

К женскому чемпионату мира было построено множество спортивных объектов: «Далга Арена», Футбольная Академия, «Баксель Арена», «Байыл арена» и «Бина». Среднестатистическая окупаемость всех этих стадионов составляет 86% в год.

«Баксель Арену» мы сдали в аренду «Нефтчи», а национальная сборная проводит там большое количество своих официальных и товарищеских матчей.

«Далга Арена» - это база всех наших молодежных сборных. На данный момент там 3 поля, а сейчас будет строиться и 4-е, так как на все команды их не хватает.

«Бина» - небольшой стадион поселкового типа, стал местом проведения матчей всех детских и юношеских лиг. Для команд Абшеронского полуострова это очень удобное место, куда легко добраться.

На «Байыл Арене» играет большое количество команд Первого дивизиона, а наша молодежная сборная играет там практически все свои официальные матчи. К тому же, на «Байыл Арене» базируется, активно и успешно функционирующая Школа «Манчестер Юнайтед» в Баку.

Как видите, ни о каком простаивании речь не идет, и если стадионы используются больше 80% времени, значит, построены они были не просто так.

Что касается Олимпийского стадиона, естественно, АФФА не будет его использовать очень часто, но мы уже можем сказать, что матч против сборной Италии пройдет именно там. Мы уже проинформировали об этом УЕФА и получили от них разрешение. Таким образом, первым футбольным матчем на Олимпийском стадионе станет встреча с итальянцами, и я считаю, что это нормально – каждый год проводить главный матч национальной команды именно на таком стадионе.

— Как известно, сервер грузинского сайта biletebi.ge, где должны были продаваться билеты на финал Суперкубка УЕФА «Барселона-Севилья» в Тбилиси, не выдержав нагрузки, рухнул в считанные часы с начала момента продаж.

Напрашивается вопрос - насколько АФФА готова к масштабным соревнованиям с технической стороны?

— Конечно, необходимо всё постоянно модернизировать. Сегодняшние технологии завтра могут уже устареть, не отвечать стандартам, и это нормально.

Я был приятно удивлен тем, что на закрытии Европейских Игр, когда я приложил билет к сканеру, там же было просканировано и моё лицо. Это новейшая технология, опережающая многие международные мероприятия на два, три года, и я рад, что она уже сегодня в Азербайджане.

Возможно, в 2020 году оборудование будет совершенно другое, возникнут иные требования, но мы постараемся не отставать от других и в технических аспектах.

— А какие требования по подготовке к Евро-2020 вы должны выполнить уже сейчас?

— По условиям УЕФА, к концу этого года мы должны представить структуру нашего организационного комитета, полностью отвечающего за проведение мероприятия.

Конечно, кроме нас в состав организационной группы войдут и сотрудники УЕФА, у которых свои стандарты и требования по тем же билетам.

Наша сторона должна обеспечить транспорт, безопасность, налаженную работу в аэропорту, облегчение получения визы, мониторинг местных отелей с целью не допустить искусственного завышения цен.

— Насколько большой будет структура комитета в общем?

— Штат будет наращиваться постепенно. Начнем с 10-15 человек, потом 70, а в последний год увеличим до 150.

Это, конечно, не считая волонтёров, которые хоть и не входят в комитет, но являются очень важной деталью работы в целом.

Мы может, пока не осознаем, что нам дали Евроигры, но мы ещё ощутим это в полной мере потому, что они дали каждому человеку, который принимал участие в этом мероприятии, достаточный опыт и уверенность в том, что он сможет помогать другим в будущем.

Причем, вовсе не обязательно, чтобы это были молодые студенты, которым нужны определенные навыки для последующего трудоустройства.

Следующим этапом станет привлечение к волонтёрству пенсионеров, которые смогут сделать вдвое больше не физически, а используя свой жизненный и профессиональный опыт.

АФФА заложила зачатки культуры волонтёров еще в 2012 году, когда на чемпионат мира среди девушек были привлечены 800 волонтеров. Это был первый опыт, когда люди начали понимать, что представляет собой человек, который приходит на общественных началах и помогает тем, кто зарабатывает на этом деньги.

Волонтеры могут работать не только на спортивных мероприятиях, но и в больницах, детских садах, что является огромным позитивным фактором.

— На фоне сотрясающих ФИФА коррупционных скандалов, прошла новость о вашем назначении в Комитет аудита и управления УЕФА наряду с двумя другими европейцами из Австрии и Финляндии.
Было ли данное назначение ожидаемым? Можно ли это расценивать как определенное доверие к азербайджанскому футболу в целом?

— Честно говоря, для меня это назначение стало сюрпризом. Каждые 4 года в УЕФА обновляется список членов различных комитетов, но я даже не знал, что на очередном заседании исполкома, где обновляются списки, мою кандидатуру будут рассматривать на другую позицию.

Я являлся вице президентом Комитета по социальной ответственности на протяжении последних 5 лет, и думал, что меня заново утвердят в этом же комитете. Поэтому, когда из УЕФА мне пришло уведомление о том, что я, австриец и финн втроем будем работать в Комитете аудита и управления, это стало для меня неожиданностью.

Для меня эта работа будет чем-то новым, прежде я не сталкивался с данной сферой вплотную, но с момента назначения уже начал изучать положения комитета, его требования, функции и обязанности.

Безусловно, эта, достаточно ответственная позиция в такое нелёгкое для мирового футбола время, является показателем доверия не только лично ко мне, но и к стране в целом.

Постараюсь сделать всё, чтобы хорошо и правильно представить Азербайджан в этом комитете.